Последние комментарии
От автора

Новый уровень ЖКХ: сложности перехода

Дата публикации: 06.05.2014

/images/autor/big/9346.jpg24 апреля в Тверской городской Думе состоялось закрытое совещание посвященное теме ЖКХ, которое ранее планировалось провести в форме круглого стола, поэтому ни общественников, ни журналистов на него не пригласили. Удивительно, что на него попали представители управляющих компаний города.  Там были рассмотрены вопросы, обозначенные главой города А.Б. Корзиным как «наиважнейшие», а, по словам депутата Заксобрания А.А. Тягунова, «взрывные» и «самые резонансные» - это реализация программы капитального ремонта многоквартирных домов в Твери и лицензирование деятельности управляющих компаний. Обозначенные темы обсуждались представителями администрации, городской Думы и ряда управляющих компаний и ТСЖ Твери.

Капитал для капитального ремонта

С докладом о ходе выполнения программы капитального ремонта выступил Генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Е.Ю. Рычков. Напомним: эта программа принята в декабре прошлого года в соответствии с поправками в Жилищный кодекс и Законом Тверской области от 28.06.2013 № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области». Как результат этих законодательных актов, с 1 июля собственники жилых помещений будут платить за плановый капитальный ремонт общего имущества: в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг появится еще одна строка.

В целом тверская региональная программа названа достойной, однако Е.Ю. Рычков отметил острую проблему, решенную на сегодняшний день лишь частично, - организацию перечисления взносов. Дело в том, что собственники жилья на собрании должны определиться со способом перечисления средств, целенаправленно идущих на капитальный ремонт: на счет регионального оператора, то есть в «общий котел», или на специальный счет. Беспокойство гендиректора Фонда вызывает то обстоятельство, что значительная часть домов никакого решения не приняла.

Одной из причин неактивности населения в этом вопросе была названа низкая информированность о предстоящих важнейших нововведениях в сфере ЖКХ. Впрочем, по мнению Е.Ю. Рычкова, условия для своевременного получения необходимой информации были и есть: прием граждан регулярно ведется, выпускаются специальные брошюры, идет сотрудничество со СМИ. Кроме того, с очередью своего дома на капитальный ремонт (это то, что волнует граждан чаще всего), а также с перечнем запланированных работ и прочей полезной информацией можно ознакомиться на сайте Фонда.

Говорим «лицензирование» - подразумеваем «непосредственное управление»

Вторая часть совещания была посвящена теме, вызывающей в последние несколько месяцев особенный общественный резонанс, - обязательному получению управляющими компаниями лицензии на свою деятельность, без которой с мая 2015 года они не смогут работать. Обсуждение получилось очень эмоциональным, местами бурным, при этом выяснилось, что теснейшим образом с темой лицензирования связан вопрос о возможности изменения способа управления многоквартирным домом – переход на непосредственное управление. Напомним, что эта форма управления домом заложена в законе, как одна из трех возможных и как единственно возможная в случае банкротства управляющих компаний или при лишении их лицензии.

Что касается лицензирования, то основным поводом для беспокойства были условия получения/неполучения лицензии. Из ответа Т.С. Атаевой, начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области - инстанции, которая будет заниматься лицензированием, стало понятно, что получить лицензию будет не так сложно, как в дальнейшем ее сохранить. Управляющие компании оказались в очень уязвимом положении: теперь к ним легко можно будет предъявить претензии, например, написав жалобы на некачественные услуги, что неизбежно приведет к отзыву лицензии. А писать у нас любят…

Представители управляющих компаний отметили, что некачественные услуги, за которые будут предъявляться претензии граждан, некачественными могут быть вовсе не по вине управленцев, а по вине ресурсоснабжающих организаций. Именно поэтому у управляющих компаний нет больше желания оставаться  посредниками между потребителями и поставщиками ресурсов.

Ресурсник является поставщиком коммунальных услуг, так пусть поставляет их потребителям напрямую, управляющие компании содержат дома, так пусть ничто и никто не отвлекает их от этой работы, - настаивали представители УК, -  ведь все баталии вокруг массового перехода жителей на непосредственное управление возникли из-за того, что часть ресурсников не готовы взять на себя обязанность по напечатыванию квитанций, так как не имеют абонентских отделов и клиентской базы, так же дела обстоят и у фонда капитального ремонта.

Из выступления УК, которым так и не дали выговорится и представить свою точку зрения, тем не менее, можно сделать вывод, что, чиновники городской администрации давно бы отстали от управляющих компаний, и перестали бы вести пропаганду среди жителей против непосредственного управления, если бы сами были готовы работать напрямую с гражданами-собственниками, а не через УК, если бы признали, что 70% неплательщиков – доля муниципального жилья и погасили бы многомиллионные долги из бюджета, а не заставляли УК под дулом пистолета под угрозой лишения лицензии, доставать деньги из «содержания дома» и рассчитываться ими с ресурсниками, если бы не сложилось впечатление, что некоторые чиновники ангажированными ресурсниками, которым выгодно получать 102% платежей от управляющих компаний, а не реальные 70% и при этом еще вести борьбу с каждым неплательщиком в отдельности. Если бы ни эти ЕСЛИ… чиновники бы с уважением отнеслись бы к выбору собственников жилья перейти на непосредственное управление многоквартирными домами, при котором вся ответственность за содержание дома остается у обслуживающих компаний, а договоры на жилищно-коммунальные услуги заключаются гражданами с ресурсоснабжающими организациями напрямую.

Начальник департамента ЖКХ г. Твери С.Н. Харитонов в ответ на выступление УК подверг резкой критике подталкивание граждан к переходу на непосредственное управление, заявив, что идет искажение информации, собственники жилья многоквартирных домов вводятся в заблуждение относительно преимуществ этого способа управления. Заявление  Главы департамента ЖКХ парировали, упомянув, что переход на непосредственное управление – следствие добровольного коллегиального выбора собственников, и мнение чиновников при этом интересует их в последнюю очередь.  Однако речь о том, что непосредственное управление эффективно лишь для малоквартирных домов, потому что жители не в состоянии  собрать собрания, выбрать старшего и самостоятельно решать проблемы по мере их поступления, компетентно и своевременно прозвучала до конца. С последними словами пришло понимание, что власть готова на все лишь бы не лишиться в лице УК козлов отпущения за поставку  некачественных коммунальных услуг ресурсниками - раз, бесплатных печатников квитанций для ресурсников и фонда капитального ремонта  – два, посредника между госорганами и собственниками жилья в решении общегородских вопросов ЖКХ – три.

Весьма резко прозвучали слова С.Н. Харитонова и о том, что управленцы, представляя непосредственное управление как единственный выход из неизбежного скорого коммунального кризиса, стремятся, таким образом, защитить свой бизнес. Представители УК ответили следующее, - Нельзя говорить о неэффективности непосредственного управления, поскольку нет фактов, это подтверждающих, нет соответствующего опыта, и самое главное – управляющие компании, не собираются бросать граждан на произвол судьбы, ведь их обязанности будут прописаны в договорах с жителями на обслуживание домов.

Администрация продолжает настаивать на том, что нельзя умышленно подталкивать собственников к смене способа управления - это решение должно исходить от самих граждан, владеющих полной объективной информацией и осознающих меру ответственности. При этом чиновники администрации ведут активную работу по «расстиланию соломы» для четырех управляющих компаний в чьих уставных капиталах есть доля города и на них делается ставка в обозримом будущем, когда лишаться лицензий УК станут одна за другой на основании, повторимся,  лишь жалоб на поставку некачественных коммунальных услуг, т.е. на грехи ресурсоснабжающих организаций. Ук не исключают возможности будущих подлогов и заказух, которые посыпятся в  жилищную инспекцию от анонимов, действующих в интересах четырех УК, давно поделивших Тверь в своем воображении между собой.  Тогда, если заглянуть немного вперед, эти акции «за советскую власть», то есть против непосредственно управления перестают быть общественно политическими и представляют собой, нечто отдаленно напоминающее обыкновенный рейдерский захват малого бизнеса УК. Но об этом говорить пока рано…

И в завершение темы.

28 апреля депутат Тверской городской Думы от партии «Единая Россия» А.Б. Арсеньев и начальник Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Т.С. Атаева провели конференцию, основная идея которой - непосредственное управление как способ управления многоквартирным домом крайне нежелательно, неэффективно и практически невозможно. Этот тезис был подкреплен хорошо  известными доводами о том, что собственники, оставшись наедине с ресурсниками, не имея достаточных знаний, опыта и возможностей, окажутся в очень уязвимом положении: не будет контроля ни за качеством услуг, ни за начислением оплаты, и «заступиться» за них будет некому. Получается, что управляющая компания предстает в своеобразной роли посредника-заступника, и эта роль (в добросовестном исполнении) не помешает нынешней системе ЖКХ.

Сегодня ресурсоснабжающие организации, принимая оплату своих услуг через управляющие компании, получают больше средств, чем они получали бы по прямым договорам с потребителями. Причина проста: среди потребителей всегда есть неплательщики, и при системе получения оплаты услуг непосредственно с каждого собственника ресурсники не досчитались бы в среднем 17 % своих денег, тогда как управляющая компания обязана рассчитываться стопроцентно, покрывая грехи неплательщиков средствами с обслуживания дома. Переходя на непосредственное управление, граждане минуют посредничество управляющей компании и перестают платить за соседа, не желающего оплачивать коммунальные услуги, это не особенно хорошо для некоторых поставщиков ресурсов, с управляющими компаниями иметь дело проще и выгоднее.  Ищи, кому выгодно – гласит римское право. Кому выгодна нынешняя система ЖКХ, в которой благодаря сложившимся коррупционным схемам город нарастил многомиллионные долги за тепло и газ? Кто обеспокоен тем, что при непосредственном управлении исчезнут посредники, а ресурсники и непосредственные потребители останутся один на один? Кого волнует, что  расчеты станут прозрачными, а значит, свалить все как сейчас на УК не получиться?

Это действительно будет коллапс, но только не для ЖКХ и собственников, а для коррупции в сфере ЖКХ, - так считают управляющие компании и с ними согласны более 160 домов на сегодняшний день перешедших на непосредственное управлении и тепловики, заключившие договоры сотрудничества с УК на печать квитанций и энергетики, которые давно работают с жителями на прямую и при этом хорошо живут, постоянно расширяют свои абонентские отделы и предоставляют жителям более широкий спектр услуг. Выходит, что собственникам от этого хорошо, УК хорошо, Тверьтепло и Атомэнерго – тоже хорошо. А когда всем хорошо, кому от этого плохо?

Ксения Белая

 


Комментарии читателей:


Ваше имя:

Ваш комментарий:

Анти-спам (ответьте на вопрос):

Тверской (07.05.2014 17:15:38)
Акция против управляющих компаний дело рук Делакова. Он имеет непосредственное отношение к УК, о которых идет речь в статье: Московского, Пролетарского, Заволжского и Центрального районов. Атаева и Харитонов в доле.

досада (07.05.2014 17:12:35)
лично понятно, что коррупция неистребима и пока люди сами не сделают выбор с кем им быть, ничего не изменится. думаю, те кто выбрал непосредственное управление, поступили правильно и вовремя помогли своим управляющим компаниям остаться на плаву.rn

чиновник (07.05.2014 17:00:48)
Вы считаете, что на зарплату 100 000 можно жить?! Каждый зарабатывает как может, и в этом нет ничего дурного. Жители твери бесхребетные слюнтяи, они проморгали повышение цен на коммуналку, платят за себя и своих нерадивых соседей и бровью не ведут. Как тут не облапошить, если они сами напрашиваются. Это миллионы и миллионы рублей ежемесячно. Попробуйте нас остановить и мы вас в асфальт закатаем.

людмила (07.05.2014 16:05:12)
Нас чиновники просто достали со своими "добрыми" советами. Мы выбрали непосредственное управление и точка. Наша управляющая компания очень хорошая, добросовестная и теперь они будут нас обслуживать без опасений, что наша коррумпированная администрация отберет у них лицензию и навяжет нам свое УК Заволжского района.

Зотова Вероника (07.05.2014 12:05:35)
Хорошая статья. Но просим, если можно, комментариев специалистов с подробным анализом тех и других предложений, с учетом разных видов домов. Что, например, делать нам, жильцам небольшого дома сталинской постройки (таких в Твери много), без капремонта?

компьтерная помощь спб|Тверь сегодня|знаки безопасности